Механизмы формирования социальных страхов. | Психологи
Психотерапевт, трансактный аналитик
Игорь Гожий
8 (909) 935-12-39
8 (915) 395-05-05
Москва, ул. Б.Сухаревский переулок 17 стр. 2

Страх, тревога, паника

Психотерапевт, трансактный аналитик
Анна Гожая
8 (909) 935-12-14
8 (916) 848-52-53
Москва, Б.Сухаревский переулок 17 стр. 2
Главная   /   Страх, тревога, паника   /   Социальные страхи   /   Механизмы формирования социальных страхов.

Механизмы формирования социальных страхов.

fobiaСоциальные страхи в свете теории самоэффективности и теории выученной беспомощности.

Альберт Бандура, изучая механизмы научения через моделирование (см. материал «Страх перед начальником / Социально-когнитивная теория»), обратил внимание на один очень важный факт: то, как ведет себя человек в стрессовой ситуации и, вообще, в ситуации, которая предъявляет повышенные требования, зависит от того, насколько человек верит в свою способность действовать эффективно. Для человека крайне важна собственная оценка своих способностей. Если человек ожидает от себя эффективных действий, адекватных ситуации, то есть, уверен, что способен быть эффективным, то проблемы, с которыми он сталкивается, воспринимаются как вызов, мобилизуют его. Если же человек уверен в обратном, то при столкновении с проблемой у него «опускаются руки». Естественно, в этом случае вероятность негативных последствий велика, а значит, происходит подтверждение того, что «я не способен с этим справиться». Эти наблюдения Бандуры были названы «теорией самоэффективности» и имеют очевидное прикладное значение.

Давайте вначале разведем понятия: результат и эффективность. Результат зависит от наших действий и от ряда других факторов, от нас независящих. При высокой самоэффективности (то есть высокой вере в собственную способность действовать эффективно) человек ожидает от себя успешных действий и прилагает усилия к тому, чтобы добиться результата. Если мы добиваемся положительного результата, мы можем сказать себе, что добились его благодаря собственным усилиям, собственной компетентности, собственной эффективности (а не обстоятельствам). Если же результата добиться не удалось, то неудачу мы можем объяснить как раз обстоятельствами, от нас независящими. В этом случае наша самоэффективность высока, и значит, в следующий раз мы будем прилагать вновь усилия, так как вера в себя сохраняется. Высокая самоэффективность предполагает и то, что если мы видим причину неудачи в недостатке собственной компетентности, то мы верим, что способны эту компетентность повысить, овладеть необходимыми навыками.

Различные социальные страхи (и страх перед руководителем в том числе) можно легко объяснить в свете этой теории низкой самоэффективностью, то есть верой в то, что «я не смогу эффективно, компетентно справиться с проблемными ситуациями», «я не обладаю нужными навыками», «я не смогу собраться и мобилизоваться в нужный момент». Например, предстоящее совещание начинает вызывать повышенную тревогу, так как «я не смогу быть эффективным во время отчета о проделанной работе — не смогу подать себя должным образом, не смогу сказать нужные слова, не смогу хорошо ответить на задаваемые вопросы, забуду нужные факты, перепутаю цифры и т. д.» И тревога, возникающая в связи с такой низкой оценкой собственных возможностей, также воспринимается как показатель «слабости и неспособности справляться с профессиональными трудностями».

Мы, я думаю, может легко определить стиль воспитания, способствующий формированию высокой самоэффектиности. Очевидно, что ребенок должен был достаточно регулярно получать от родителей 3 группы посланий. Во-первых, родители должны были бы вселять веру в силы ребенка, в его возможности: «Ты сможешь!», «Ты справишься!», «У тебя есть все, что нужно, чтобы эффективно решить эту проблему!». Во-вторых, в случае успеха необходимо было бы хвалить ребенка и подчеркивать то, что это именно его усилия привели к результату: «Ты молодец!», «Ты все отлично сделал!», «Посмотри, как хорошо у тебя получилось!». В-третьих, в случае неудачи надо показать или то, что неудача связана с обстоятельствами, а значит, в следующий раз все обязательно получится, или то, что, если ребенок что-то не умеет сейчас, то сможет этому научиться: «Ничего страшного, что не получилось, еще раз попробуешь!», «Не получилось потому, что ты еще не умеешь …, но ты можешь этому легко научиться! Я уверен, что в следующий раз ты справишься!». Ребенок усваивает такое отношение к собственным возможностям и начинает сам к себе так относиться.

Для развития низкой самоэффективности нужно, соответственно, делать все наоборот: с сомнением относиться к способностям ребенка, обращать внимание на его неудачи, определяя их как показатель его неспособности быть эффективным. «Откуда у тебя руки растут?!», «Что же ты за бестолочь такая?!», «Почему у тебя все не как у людей?!» и т. д. – это типичная реакция родителей, формирующая низкую самоэффективность у ребенка.

Дальнейшие исследования психологов обнаружили еще один механизм, ответственный за низкую самоффектиность.

Теория выученной беспомощности.

Американский психолог Мартин Селигман, проводя эксперименты по созданию классических условных рефлексов у собак, совершенно случайно столкнулся с необычным фактом. В его экспериментах вырабатывалась реакция страха на звуковой сигнал. Для выработки условного рефлекса (см. материал «Страх перед начальником») звуковой сигнал сочетали с ударом электрического тока. При ударе электрического тока собака, естественно, вскакивает и убегает. Вырабатывалась такая же реакция на звук. На стадии выработки условного рефлекса собаки помещались в закрытый ящик, и сочетали удар электрического тока и звук, чтобы связать эти два стимула. На контрольном этапе крышку с ящика сняли и ожидали, что собака начнет реагировать бегством на звук. Но собака не убегала ни при звуковом сигнале, ни при использовании электрического тока. Собака ложилась на дно коробки и скулила, не предпринимая никаких усилий, чтобы избежать неприятного воздействия. То есть собака утратила свое естественное поведение, перестала спасаться бегством. Селигман предположил, что, так как во время эксперимента собака находилась в коробке с закрытой крышкой и не могла никак избежать ударов электрического тока, она привыкла к своей беспомощности, к тому, что ничего нельзя сделать, чтобы спастись. Так была создана теория выученной беспомощности, которая в дальнейшем проверялась и подтверждалась тщательно спланированными экспериментами, как на животных, так и на людях.

Если коротко, то теория выученной беспомощности звучит так: когда мы (или животное) сталкиваемся с тем, что от нас и от наших активных действий не зависит результат, мы через какое-то время привыкаем (обучаемся) чувствовать себя беспомощными, как будто бы события происходят сами по себе, на них невозможно повлиять. Человек становится пассивным, перестает стремиться овладевать ситуацией, перестает верить в свои силы. В ситуациях социального взаимодействия это проявляется буквально в ощущении беспомощности, неспособности справиться, добиться, настоять.

Для того чтобы у человека сформировалась выученная беспомощность, в детстве он должен был сталкиваться с тем, что реакции родителей не зависели от его действий. Ребенок должен учиться контролировать внешний мир. Если же его систематически сталкивать с тем, что он никак на мир влиять не может (и в первую очередь, не может влиять на реакции родителей), формируется выученная беспомощность, которая затем живет уже своей жизнью — человек на самом деле воспринимает себя как беспомощного, а ситуации как неконтролируемые. Когда мы в чем-то уверены (в данном случае, в собственной беспомощности), мы видим доказательства этому и не замечаем все то, что противоречит — работает избирательность нашего внимания.

О чем идет речь, когда я говорю, что реакции родителей не зависят от действий ребенка? Прежде всего, о ситуации, когда реакций вообще очень мало, то есть, когда имеет место депривация — ребенок предоставлен сам себе, и родителям не до него. Во-вторых, когда реакции однообразны: ребенка ругают, и это мало зависит от его поступков, так как «задача родителя найти недостаток и искоренить его», как некоторые до сих пор считают. Что интересно, гиперопека, когда ребенок  получает все, независимо от своих поступков, также приводит к пассивности из-за выученной беспомощности.

Мы поговорили о том, почему человек может быть с низкой самоэффективностью (не верить в свои силы, другими словами) или вообще ощущать себя беспомощным перед лицом различных социальных трудностей (в том числе, и начальников). Возникает вопрос «Что делать?»

Иногда человеку может посчастливиться оказаться в среде, которая будет действовать на него целительно, скажем, окружающие его люди будут верить в его силы, обращать его внимание на то, что он способен стравляться с ситуациями. Например, в некоторых компаниях пытаются обучать менеджеров тому, как создавать обстановку в коллективе, в которой сотрудники повышают свою самоэффективность и расстаются с выученной беспомощностью. Но чаще всего нужна хорошая добротная психотерапия. В процессе такой психотерапии происходит исследование того, как именно у данного человека сформировалась выученная беспомощность или низкая самоэффективность, какие события привели к этому, так как, когда знаешь свою историю, начинаешь себя хорошо понимать. В психотерапии происходит анализ того, как человек поддерживает низкую самоэффективность в настоящем, как можно этому противостоять и как сформировать те мысли о себе и о жизни, которые будут наполнять человека ощущением своей силы.

Игорь Гожий, психотерапевт, трансактный аналитик.

Игорь Гожий

Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-39

Обратиться к специалисту
Разработка и продвижение сайта - WYKIWYL