Особенности развития ребенка с 6 месяцев до полутора лет. | Психологи
Психотерапевт, трансактный аналитик
Игорь Гожий
8 (909) 935-12-39
8 (915) 395-05-05
Москва, ул. Б.Сухаревский переулок 17 стр. 2

Проблемы в семье

Психотерапевт, трансактный аналитик
Анна Гожая
8 (909) 935-12-14
8 (916) 848-52-53
Москва, Б.Сухаревский переулок 17 стр. 2
Главная   /   Проблемы в семье   /   Все вокруг ребенка   /   Особенности развития ребенка с 6 месяцев до полутора лет.

Особенности развития ребенка с 6 месяцев до полутора лет.

z_30fdf253 (1)Задач у ребенка (потребностей его развития) в этот период несколько. Он учится исследовать окружающий мир, и от того, как происходит это исследование, зависит его отношение к миру уже во взрослой жизни. Мир – это что-то интересное и увлекательное или что-то угрожающее, а может быть, что-то скучное. Он ползает и делает первые шаги. И исследует. Он развивает свои органы чувств. Осязает, нюхает, пробует на вкус. Родители должны обеспечивать ему разнообразный сенсорный опыт: массаж, музыка, самые разные предметы, которые можно изучать. Лучше воздерживаться прерывать его, когда это возможно, воздерживаться от неодобрения поведения ребенка. Вместо этого можно сообщать ребенку о его поведении: «Петя смотрит в зеркало». Можно говорить ребенку о выборе вариантов действий. Нужно отзываться, когда ребенок хочет поиграть.

Вы можете спросить себя, как Вы сами относитесь к миру. С одной стороны его восприятие мира как интересного и увлекательного может подпитываться Вашим интересом к миру. С другой стороны родители вместе с ребенком переживают свое второе детство. И в этот период развития Вашего ребенка Вы можете поучиться вновь относиться к миру с интересом. Поисследовать какие-то предметы, как это делает ребенок, поизучать их. Можно исследовать новую пищу, новые места. Ваш исследовательский интерес не только обогатит Вас, но и будет вдохновлять ребенка в реализации этой потребности. Ребенок учиться быть любопытным.

От чего лучше воздержаться: ограничение подвижности ребенка, критика и пристыжение ребенка за исследования или любые другие действия, наказание, обесценивание ребенка. Не следует передавать ребенку свои страхи. Если он упал, его нужно успокоить (если он стал плакать), прижав к себе, дав грудь. Но не нужно пугать его своими громкими криками, своим собственным страхом, ругать за падение. Для него падение должно стать просто обычным опытом исследования мира. Упал и пошел дальше.

Конечно, лучше избежать и противоположной крайности – игнорировать упавшего малыша. Второй задачей этого периода является развитие доверия к другим. Поэтому он должен получать достаточную поддержку, когда ему больно или страшно. Он должен усвоить, что его родители надежны в своей поддержке. Чем менее надежны родители, тем больше развивается параноидных черт. Несколько слов о развитии черт характера. Если до 6 месяцев родители редко подходят к малышу, оставляют его плакать в одиночестве, развиваются шизоидные черты. Ребенок как будто бы решает для себя, что другие ему не доступны (не поддержат) и замыкается в себе. Человек с шизоидным характером малообщительный, замкнутый. А в период с 6 месяцев до полутора лет ребенок учиться доверять или не доверять людям. Параноидный человек, прежде всего, подозрительный и недоверчивый. Надежность родителей развивает в ребенке открытость к другим людям. Надежность — это когда ребенок уверен, что когда ему будет надо, родители ему помогут и поддержат. Обнимут, дадут «сисю».

Естественно, я очень поверхностно описал шизоидный и параноидный характеры. О характерах можно говорить гораздо подробнее и глубже. Но не в данном тексте.

Ребенок исследует мир, и родители должны его поощрять в этом. С другой стороны, он должен быть уверен, что его поддержат, если он с чем-то не сможет справиться. Он отползает, оглядывается на маму, и должен увидеть одобрительную улыбку. Таким образом происходит процесс отделения. Это еще одна задача. Ребенок в этот период испытывает тревогу отделения. Также как и мама. Тревога отделения – это психологический термин, введенный чтобы подчеркнуть, что тревога связана не с реальными опасностями, а с самим процессом отделения. Реальных причин для страха нет. Как правило, родители достаточно хорошо обезопасили квартиру. Но все равно появляется тревога, что ребенок что-то сделает с собой. Понимание того, что это нормальная тревога отделения, помогает более объективно смотреть на ситуацию и чуть меньше бояться.

Ребенок в этот период должен испытывать некоторые сложности, злиться на предметы, иногда подхныкивать, когда что-то не получается. Маме надо позволять, чтобы ребенок испытывал некоторые трудности и не бежать к ребенку, как только у него стало недовольным лицо. Здесь важно различать, когда ребенку нужда действительно поддержка, а когда он испытывает некоторые трудности в исследовании мира.

Первой я описывал задачу исследования мира. Ребенок учится спонтанности в делании. Знаете, есть такие люди, которым трудно решаться что-то делать. Они думают, взвешивают. У них много осторожности и мало спонтанности. Как раз в возрасте 6 – 18 месяцев ребенок учится просто делать, не взвешивая, без ИЗЛИШНИХ сомнений. Он учится риску. Именно поэтому важно, по возможности, не прерывать его исследования и не переносить на него свои страхи. Думать ребенок учится на следующей стадии. Если родители слишком активно защищают ребенка от этой исследовательской потребности, чрезмерно тревожась, чрезмерно защищая ребенка от его неуклюжести, опасных углов и грязных поверхностей, ребенок получает от них послание «Не делай». Только в несловесной форме. Это откладывается у ребенка в виде отношения к деятельности.

У него начинает расширяться эмоциональная палитра. Если до 6 месяцев он был или удовлетворен, или не удовлетворен, то теперь у него уже начинают появляться разные чувства. Более активно он осваивает их на следующей стадии. Но на этой они уже проявляются. И важно давать ребенку их осваивать. Я часто наблюдал, как, когда ребенок визжит, ему говорят «Тихо!». И это не дает ему осваивать радость. Как много вокруг людей, которые не умеют по-настоящему радоваться! Или, когда ребенок злится, родители могут подумать, что он капризничает, потому что устал, и начинать укладывать его спать. Или прямо говорят: «Злиться нельзя!». Или говорят: «Я не хочу играть с таким злым малышом!».

Есть культурально обусловленные ожидания в проживании некоторых чувств в зависимости от пола ребенка. Так, например, от мальчика ожидается, что он сам будет справляться со злостью, и, я сталкивался с тем, что в некоторых семьях мальчика оставляют наедине с чувством злости (когда он чем-то недоволен), считая, что мальчик сам должен справляться с этими чувствами. Или начинают стыдить за эти чувства. Девочек же учат вместо злости испытывать печаль. Многие женщины, когда злятся, плачут. Девочке, когда она злится, говорят: «Ты расстроилась».

Важно иметь в виду, что в каждой семье есть запрет на определенные чувства. Какие-то чувства считаются не важными, какие-то нежелательными. Человек, как правило, не осознает, какие именно чувства он запрещает себе испытывать. Можно иногда осознать через чувство стыда: становится стыдно в ситуации, когда запретные чувства актуализируются. Раз осознать свои эмоциональные ограничения довольно сложно, то очень трудно не блокировать развитие эмоциональности у ребенка. Родители просто не осознают, как останавливают развитие эмоций, так как могут вообще не знать о существовании определенных чувств. Если обычного человека попросить перечислить, какие бывают чувства, он с ходу назовет всего несколько. Чем больше чувств человек осознает у себя и использует в жизни, тем более здоровой протекает его жизнь.

Одна из причин развития тревожности и мнительности у человека – это блок на чувствах: чувства, которые он не осознает и, соответственно, не осваивает, переплавляются в недифференцируемое возбуждение в виде тревоги. Другая проблема – психосоматические заболевания: гипертония, язвенная болезнь и т. д. Чувства, не выражаются во вне, в действия, а остаются телесным напряжением, которое ломает самую неустойчивую систему в организме (например, сердечно-сосудистую). Чтобы помочь ребенку осваивать чувства, нужно помочь вначале себе их освоить. Осваивают их на тренингах, терапевтических группах и в индивидуальной психотерапии.

Психотерапевт Игорь Гожий.

Материал появился в результате моих ответов в конференции сайта http://www.myriamm.ru/

Игорь Гожий

Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-39

Обратиться к специалисту
Разработка и продвижение сайта - WYKIWYL