Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-39
В этом материале я приглашаю вас рассмотреть самый поверхностный пласт конфликтов – поведенческий. Поверхностным я его здесь обозначил, так как он достаточно легок в осознавании и прост в коррекции – нам несложно замечать, как именно мы общаемся, и мы способны многое в этом общении менять.
Те элементы поведения, которые с большой вероятностью могут привести к конфликтам, называют в психологии конфликтогенами. Дословный перевод этого слова — “рождающий конфликт”, так как буквосочетание “ген” в сложном слове означает “рождающий”.
В семье, особенно на начальном этапе ее жизни (см. текст «Конфликты в семье»), часты споры по тому или иному вопросу: «где и как хранить кухонную посуду?», «куда пойти в выходной день?», «где будут учиться наши дети?». Когда спор между супругами сопровождается негативными эмоциями, развивается конфликт. И он начинается с того или иного конфликтогена. На который оппонент отвечает своим конфликтогеном. И через короткое время супруги могут нападать друг на друга на личностном уровне.
Для удобства распознавания конфликтогенов при общении их можно разделить на 5 условных групп. К ним относятся:
Негативные оценки и ярлыки (оскорбления). Например: «То, что ты говоришь – полная чушь» — это негативная оценка того, что говорит человек. «Ты – лентяй» — это негативная оценка всей личности в целом, ярлык, который оппонент навешивает на личность.
Приказы и угрозы, поучения (нотации) и советы с принижением личности.
Ирония, язвительность.
Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать). Например: «Сколько раз тебе нужно это повторять?», «До каких пор ты будешь…?»
Обобщения (глобальные выводы из единичных случаев): ты всегда …, ты никогда …, ты каждый раз …. Ссылка на прошлое («опять», «как и в прошлый раз», «снова»). Например: «Ты всегда опаздываешь!», «Ты опять опоздал!»
Можно сказать, что все конфликтогены это негативные оценки поведения человека или всей личности в целом. Но выделение отдельных групп очень полезно, так как позволяет акцентировать внимание на наших речевых привычках. Мы настолько часто используем в общении указанные выше речевые формы — конфликтогены, что осознание их у себя становится очень трудной задачей.
«Служебный роман», сцена в кабинете Людмилы Прокофьевны Калугиной. Действующие лица: сама Людмила Прокофьевна, ее новый зам. товарищ Самохвалов и главный герой фильма Новосельцев Анатолий Ефремович.
— Товарищ Новосельцев, это Ваш отчет?
— Да …
— Делом надо заниматься серьезно или не заниматься им вообще. Статистика это наука, она не терпит приблизительности.
— Понимаю …
— Как Вы можете пользоваться непроверенными данными? В чем дело?
— Почему? Я проверял …
— А Вы обратили внимание, что у нас возникают перебои с теми или иными товарами?
— Конечно, я же хожу по магазинам …
— Товарищи, в Швейцарии магазины … простите…
— Это происходит оттого, что те или иные товары не запланированы такими ротозеями как Вы. Извольте переделать!
Рассмотрим конфликтогены в той последовательности, в которой они представлены в диалоге.
Товарищ Новосельцев, это Ваш отчет? | Вопрос-конфликтоген: очевидно, что Людмила Прокофьевна знает, чей это отчет. |
Делом надо заниматься серьезно или не заниматься им вообще. Статистика это наука, она не терпит приблизительности. | Поучения (нотации) и советы с принижением личности. |
Как Вы можете пользоваться непроверенными данными? В чем дело? | Вопросы, предназначенные вызвать чувство стыда. |
А Вы обратили внимание, что у нас возникают перебои с теми или иными товарами? | Вопрос, вызывающий чувство вины. |
Это происходит оттого, что те или иные товары не запланированы такими ротозеями как Вы. | Негативные оценки и ярлыки (оскорбления). Фраза звучит и как обобщение. |
Несомненно, бывают случаи, когда человек сознательно атакует самооценку оппонента в споре, стараясь причинить ему эмоциональный ущерб. Но в большинстве случаев конфликтогены используются неосознанно, являясь следствием именно привычной манеры выражаться. Считается, что в 80% случаев эти речевые формы используются помимо желания человека, по привычке. При этом конфликтогены далеко не всегда вызывают конфликт. Человек может проигнорировать или даже не заметить использованный его оппонентом конфликтоген. Собеседник будет задет в том случае, если его самооценка в это время оказывается не достаточно устойчивой. В том, что конфликтогены не всегда вызывают конфликт, и заключается их опасность. Мы перестаем внимательно относиться к тому, какие слова используем, мы просто говорим так, как привыкли. И в какой-то момент конфликт может развернуться неожиданно для нас.
Когда начинается обмен конфликтогенами, срабатывает неприятная закономерность — происходит эскалация конфликтогенов. На конфликтоген в свой адрес оппонент отвечает более сильным конфликтогеном, стараясь компенсировать свой психологический урон.
Очевидно, что отслеживание собственных речевых привычек бывает очень полезным. Мы можем начать осознавать, как влияют на другого человека наши слова. И у нас появляется выбор: задеть самооценку оппонента или воздержаться от этого. Для этого может быть достаточным просто перестать использовать, например, обобщения и ссылки на прошлое: «ты опять …», «все время ты …». Или обвиняющие вопросы: «неужели непонятно, что …?», «сколько раз ты будешь …?».
Психотерапевт Игорь Гожий.
Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-39