Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-39
Большая елка в центре зала. Разноцветные шары и гирлянды. Дед Мороз в красной дедморозовской униформе. И малыши, рассказывающие новогодние четверостишья. Детский сад. Первые публичные выступления.
Я, как и другие родители, — зритель с фотоаппаратом. Телефоны, планшеты, «мыльницы» — все направлено на малышей. Нам всем очень важно фиксировать эти моменты жизни. Это первые выступления наших детей. А мы – первые их зрители.
«Только бы он не волновался!» — шепчет рядом со мной взволнованная мама мальчика в белой рубашке с бабочкой. Он выходит к Деду Морозу со своим стихом…
Когда появляется страх публичного выступления? У этих детей 3-х лет его еще нет. Мальчик в белой рубашке еще не знает, что «надо испытывать страх, когда выступаешь перед людьми». И среди родителей он не увидел свою маму — ее испуганное, напряженное лицо пока не успело его напугать. А поэтому ее страх не стал еще его страхом. Это все впереди. Годам к пяти или к семи (зависит от того, как часто он будет выступать перед кем-то, а мама продолжит бояться за него) мальчик узнает, что волноваться перед выступлением обязательно надо. «Ведь можно провалиться». «Можно опозориться перед всеми, забыв строчку из стихотворения». Так формируется «воспитанный» страх публичного выступления. Воспитанный тревожной сверхответственной мамой. Конечно, папы могут приложить к этому процессу свои усилия, поэтому в дальнейшем буду использовать внегендерное слово «родитель». Ребенок, во-первых, копирует родительское отношение к выступлению на публике. Во-вторых, получает четкие инструкции о том, как к выступлению «надо ответственно» относиться, а в-третьих, через родительское недовольство «неидеальным» выступлением учится тому, «как быть недовольным собой, если не сделал все на отлично». При этом в детском возрасте формируется ярко выраженная тревожность, которая перерастает в развернутый страх, когда ребенок входит в отрочество.
Итак, первая причина страха перед публичными выступлениями – это скопированное в детстве состояние одного из родителей. Скопированное и присвоенное. Присвоенное без критики, без анализа и попытки понять, что же и почему испытывал родитель.
Копирование является основной и наиболее эффективной формой обучения у человека. Ребенок видит вокруг себя различные формы поведения (как взрослых, так и сверстников) и использует их как модели для подражания. Именно так, подражая окружающим людям, малыш осваивает речь и другие базовые социальные навыки. Эта форма обучения обходится без пошаговых инструкций: большие поведенческие блоки просто усваиваются через копирование. А кроме поведения срисовываются чувства, психологическое состояние окружающих взрослых. Поэтому из семьи, в которой родители часто испытывают обиду по отношению друг к другу, выходят дети, привыкшие обижаться, в конфликтной семье вырастают любители поругаться. А у родителей, испытывающих тревогу, растет тревожный ребенок.
Во многих случаях родительского примера достаточно для того, чтобы закрепился страх публичного выступления. Бывает так, что родитель понимает всю чрезмерность собственной тревожности и пытается убеждать ребенка, что «бояться не надо». К сожалению, личный пример гораздо убедительнее слов. Дети верят тому, что видят, верят в тревогу родителей. И если Вы являетесь этим самым родителем, и замечаете, что Ваш ребенок становится тревожным, несмотря на Ваши усилия объяснить ему, что «для волнений нет причин», проще обрести собственное внутреннее спокойствие посредством курса психотерапии. Ваш пример станет для ребенка более действенным, чем Ваши слова.
Когда родителю важно, чтобы «можно было гордиться» своим сыном (или дочерью), когда успехи ребенка приобретают для отца или матери чрезмерную значимость, формируется страх перед неудачами. Ребенок узнает, что «если делаешь, то делай хорошо!», «если не можешь добиться результата, лучше вообще не берись за дело!», «семь раз отмерь, а один раз отрежь, чтоб не было стыдно ни тебе, ни нам за тебя!», «четверка – это не оценка!» Он узнает, что «стыдно забывать такие простые вещи …», «стыдно выглядеть так глупо, когда на тебя смотрит весь класс и родители твоих одноклассников», «стыдно совершать такие элементарные ошибки», «стыдно …». Тревожность, чувство стыда и страх это чувство стыда испытать становятся основным содержанием эмоциональной жизни человека. В этом случае страх публичного выступления является частным проявлением формирующегося тревожного характера с его озабоченностью критикой со стороны окружающих.
Психотерапия такого страха заключается, как правило, в формировании навыков уверенного поведения.
Страх публичного выступления иногда связан с травматичным (как правило, школьным) опытом. Ребенок мог быть жестоко высмеян перед школьной доской. Точнее, перед одноклассниками. Такой разовый провал во время ответа у доски в некоторых случаях оказывается достаточным для того, чтобы страх перед публичными выступлениями закрепился. Но чаще всего необходим ряд психологически неприятных неудач.
Правда, устроенной одноклассниками обструкции еще недостаточно для того, чтобы закрепился страх. Ведь не у каждого из тех, кто подвергся публичным насмешкам, это становится проблемой. Еще одним важным условием формирования страха публичного выступления является неумение психологически поддержать себя в этой ситуации. Поддержать так, чтобы сохранилось ощущение собственной ценности, несмотря на неудачу, невзирая на негативное отношение окружающих. Способность к психологической самоподдержке можно рассматривать как один из важнейших социальных навыков.
«Ничего страшного, что не получилось … В следующий раз получится лучше … Попробуешь еще раз …» — это те послания, которые ребенку транслируют родители, нормализуя ситуацию. Посылая одновременно с этим (интонацией, мимикой) ощущение, что «ты остаешься ценным для меня». Правда, транслируют не всегда. Или только в раннем возрасте, а лет с 4-х — 5-ти начиная оценивать ребенка все более жестко через его поступки и достижения. «Что же ты так?! Неужели нельзя было справиться?!» — и ребенок лишается модели психологической поддержки. Учится не столько поддерживать себя в ситуации неудачи, сколько тому, как быть недовольным собой. А значит, перестает поддерживать свою самооценку. Самооценка начинает зависеть все в большей степени от достижений и провалов (а неудачи воспринимаются именно как провалы) и от оценки других людей.
И ситуация высмеивания в школе становится психологической катастрофой, так как ребенок не может нормализовать «этот провал перед всем классом» в «неудачу, которая с каждым может случиться». И не в состоянии успокоить себя сам. А взрослые не приходят на помощь. И тогда чувства достигают максимума, а вся ситуация превращается в психологическую травму.
Есть распространенное заблуждение, что время лечит травмы. Это не так. Со временем события прошлого могут забываться. Но, когда человек оказывается в ситуации, напоминающей ту, в которой был травмирован, просыпаются детские чувства. И уверенный в себе руководитель крупного подразделения, оказавшись перед большой аудиторией во время совещания, начинает испытывать то, что переживал перед высмеивающим его классом когда-то много лет назад.
Поэтому в психотерапии обычно происходит проработка травм прошлого.
См. также «Фобия публичных выступлений — одна из наиболее распространенных социальных фобий».
Психотерапевт Игорь Гожий.
Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-39