Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-39
Вопрос:
Когда приходится обращаться в государственные инстанции (налоговая, паспортный стол и т. д.), чувствую себя очень неуверенно, как будто уже в чем-то виновата. Можно ли избавиться от этих чувств?
Ответ:
Государство — это не просто набор неких административных структур, которые позволяют упорядоченно жить какой-либо сообщности людей. Мы в своих фантазиях очеловечиваем государство и превращаем его в особую Родительскую фигуру для себя. Мы создаем «Родину-мать» и «Государство-отца». «Родина-мать» — это не набор слов для красоты слогана, это восприятие реальности, точнее, создание людьми психологической реальности, в которой они чувствуют себя детьми по отношению к Родине. И если Родину-мать надо любить и защищать, то Государство-отца надо уважать, бояться, подчиняться ему. То есть испытывать все то, что испытывает ребенок по отношению к своим биологическим родителям.
И этот набор чувств связан уже с личной историей конкретного человека, точнее, с его детством. Впрочем, это скорее смесь тех чувств, которые человек испытывал в детстве к собственным родителям, с тем, как в данном обществе принято воспринимать родительские фигуры и какие чувства к Государству как Родителю передали человеку его биологические родители. Традиционная семья в наших фантазиях это заботливая мать и строгий отец. Исторически формировалось отношение к Государству как к «строгому, но справедливому». Отсюда проистекает один из источников наших чувств. Это отношение к Государству мы можем проецировать на всех его представителей, прежде всего, естественно, на руководителя государства. Особенное если такая проекция усиленно создается обществом. Поэтому Сталин был «отцом народов», и его смерть воспринималась людьми именно как потеря Отца. И приходя в присутственное место, сталкиваясь с чиновником, мы чувствуем себя ребенком, а значит беспомощным, тревожным, подчиненным и виноватым.
На последнем чувстве хотел бы немного остановиться. Казалось бы, странно чувствовать себя виноватым без всякой причины. Но, к сожалению, система воспитания в 20 веке активно эксплуаптировала это чувство. Точнее, два универсальных чувства для воздействия на ребенка: вину и стыд. И если биологические родители могли в каких-то семьях и не манипулировать ребенком через эти чувства, то различные детские учреждения все равно сделали «всю грязную работу» за них. Как наиболее часто «воспитательно» воздействовали на ребенка? «Почему ты до сих пор …?», «Как ты мог …?», «Неужели нельзя было …?», «Сколько раз можно …?» — это все обвиняющие и пристыжающие вопросы, направленные на то, чтобы через чувства вины и стыда «исправить» ребенка. Тревожный ребенок, который чувствует себя беспомощным, виноватым, легче управляем, поэтому те взрослые, которым надо было добиваться чего-либо от нас (в нашем детстве) «меньшей кровью», старались вызывать в нас эти чувства. И теперь, когда мы оказываемся в ситуации, в которой переключаемся в роль ребенка (например, при взаимодействии с Государством), мы можем чувствовать себя ребенком тревожным, беспомощным и виноватым. В более выигрышной ситуации оказываются те, кто в детстве получал от родителей бОльшую поддержку, которые были уверены, что родители их поймут и защитят. Они и от Государства и его представителей ждут внимания, понимания и действий, направленных на удовлетворение их нужд. Таким образом, наши чувства в присутственных местах имеют, с одной стороны, исторические корни: какой образ Государства-отца сложился исторически у нас. А с другой стороны, корни личностные: какие чувства мы испытывали к своим родителям и в их присутствии в своем детстве.
Таким образом, в присутствии чиновника у многих из нас «включается» детское состояние, в котором мы чувствуем себя некомфортно. В психотерапии (в трансактном анализе) используется очень удобное описание психологических состояний человека: вводятся такие понятия как «Состояние Родителя», «Состояние Взрослого» и «Состояние Ребенка», и о человеке в нашем случае, то есть в присутственном месте, можно сказать, что он находится в состоянии Ребенка — чувствует себя как ребенок, а значит мыслит как ребенок и действует во многом как ребенок. И не какой-нибудь абстрактный ребенок, а как тот, каким он был в своем реальном детстве. А в контакте с ним у представителя Государства «включается» его состояние Родителя, то есть он начинает чувствовать родительскую строгость по отношению к «посетителю-ребенку», родительское желание ругать или контролировать или же родительское желание опекать, а может быть, родительское же пренебрежение (как часто родителю не хочется отвлекаться от своих дел, когда его тянет за руку его ребенок?) — то есть все те чувства, которые появляются при взаимодействии родителя со своим ребенком. Чиновник обычно в этих отношениях демонстрирует то, как его родители вели себя по отношению к нему, когда он приходил с какой-то просьбой. Таким образом, часто наблюдается забавный феномен: встречаются два взрослых незнакомых человека, при этом один из них начинает ощущать себя так, как будто бы становится маленьким ребенком, а другой, как будто бы он приобретает право демонстрировать свои родительские качества. Такой же феномен перехода в детско-родительские отношения наблюдается и в медицинских учреждениях при взаимодействии врача или медсестры с пациентом.
Таким образом, если Вы обнаружили, что чувствуете себя неадекватно ситуации (тревожным, беспомощным, виноватым без какого-либо реального повода), то можно предположить, что Вы переключились в состояние Ребенка, а значит, можно точно также переключиться в другое состояние. Альтернативой состоянию Ребенка в данном случае будет состояние Взрослого. Состоянием Взрослого в трансактном анализе называют то состояние, которое мы используем, когда решаем какие-то задачи. При этом наши чувства согласуются с реальностью, а наши мысли направлены на то, как просчитать возможности решения этой задачи. Наиболее часто мы бываем в этом состоянии, когда эффективно работаем. Для переговорного процесса с чиновником (уточнение информации, поиск приемлемого решения и т. д.) состояние Взрослого чаще всего наиболее подходит. А так как это состояние для нас хорошо знакомо, надо только в него переключиться. Иногда нужна некоторая практика: нужно понаблюдать за тем, что с Вами происходит, когда Вы во Взрослом, как Вы себя ведете, как двигаетесь, как сидите, какой у Вас голос, интонации. Все это можно осознанно воспроизвести в тот момент, когда хочется переключиться из Ребенка во Взрослого. Естественно, в процессе психотерапии в парадигме трансактного анализа человек начинает более легко производить такие переключения, так как учится отслеживать то, что происходит внутри него.
Игорь Гожий. Психотерапевт, трансактный аналитик.
Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-39