Родители и «непослушные дети». | Психологи
Психотерапевт, трансактный аналитик
Игорь Гожий
8 (909) 935-12-39
8 (915) 395-05-05
Москва, ул. Б.Сухаревский переулок 17 стр. 2

Проблемы в семье

Психотерапевт, трансактный аналитик
Анна Гожая
8 (909) 935-12-14
8 (916) 848-52-53
Москва, Б.Сухаревский переулок 17 стр. 2
Главная   /   Проблемы в семье   /   Все вокруг ребенка   /   Родители и «непослушные дети».

Родители и «непослушные дети».

12cdelUiu9kНепослушные дети – одна из наиболее частых проблем, с которыми обращаются к психологу. Что делать, если ребенок не убирает за собой игрушки? Как поступить, если не делает уроки? Как реагировать, если не хочет идти в школу? Когда родители сталкиваются с подобными проблемами, их реакции бывают самыми разными. Это и мягкие уговоры, и жестокие телесные наказания, и обвинения себя в неумении воспитывать ребенка, и выводы, что ребенок ленив (дерзок, капризен). И подобных эпитетов множество.

Кстати, по поводу эпитетов. Как часто мы, наблюдая за чьим-то поведением, готовы из-за одного факта сделать вывод о человеке в целом. Ребенок не хочет идти в школу — лентяй, испачкался — грязнуля, получил двойку — глупый. Люди любят навешивать ярлыки на своих детей и друг на друга. А затем начинают относиться друг к другу, сообразно навешанному ярлыку. Ребенок не хочет идти в школу — это конкретное поведение в конкретной обстановке. Ярлык «лентяй» — это обобщение, которым взрослые характеризуют ребенка. И ребенок начинает восприниматься как лентяй, то есть человек, который ленится всегда, в любых обстоятельствах. И это может быть причиной бурной реакции родителей даже по поводу незначительного факта. Давайте еще раз рассмотрим приведенный пример. Ребенок не хочет идти в школу — именно в это время, именно в эту школу, в связи с конкретными причинами. Мы же произносим слово «лентяй», и теперь перед нами человек, который не только не хочет идти в школу в любое время и без всяких причин, но и вообще ничего не делает. Игра слов, но последствия могут быть тяжелыми.

Ребенок очень верит всему, что говорят родители, и вскоре и сам поверит, что он глупый и ленивый. На консультациях дети часто говорят о себе словами родителей: «Мама недовольна мной, потому что я — глупый (ленивый, неряха и т. д.)». У ребенка формируется о себе определенное убеждение (Я — лентяй), и поведение его в разных ситуациях уже диктуется данным убеждением, то есть закрепляется и распространяется на другие сферы, подтверждая то, с чем пытались бороться родители. Поэтому можно осудить только поступок ребенка, но никак ни его самого, четко отделяя поведение от личности. Ребенок должен понять, что родителям не нравится, например, то, что он не убирает игрушки, но лентяем его они не считают. Кстати, название статьи содержит один из таких вредных ярлыков: когда родители начинают считать, что у них «непослушные дети», проблемы только усугубляются.

Более того, стоит остановиться и задуматься над причинами неадекватного поведения. Ребенок не ходит в школу — не сложились отношения с одноклассниками, конфликт с учителем, не справляется с нагрузкой и устает. Зачастую необходимо просто побольше разговаривать с ребенком, интересоваться, чем он живет. Ведь одна из причин непослушания — недостаток внимания со стороны родителей. Уделите время ребенку, посмотрите ему в глаза, обнимите его, выразите свое мнение относительно его поступка, поинтересуйтесь, с чем связано такое поведение, чего бы ему хотелось, чего не хватает. Попробуйте сегодня же по-дружески прикоснуться к своему ребенку: погладьте его по голове, по спине, скажите ласковое ободряющее слово (даже если вы устали и вам не до этого). Ребенку это очень нужно, делайте это в течение нескольких дней, и вы почувствуете результат.

Дисциплины можно добиться, построив доверительные и теплые отношения с ребенком. Можно, конечно, добиться послушания криком и нотациями, наказанием и запретами. Однако, если вы всегда кричите на ребенка, он просто привыкает к этому и рано или поздно перестает реагировать на крик. Совсем другая картина, если повышает голос человек, который в обычной ситуации сдержан. Это показатель экстремальности происходящего. Представьте, что вы хотите спасти ребенка от быстро приближающейся машины, которой он не видит. Вы кричите: «Беги!» Однако ребенок, привыкший к вашему крику, продолжает спокойно идти. Так может случиться, и потому крик оправдан только в определенных ситуациях. И еще. Прежде чем строго приказать ребенку что-либо сделать, попросите его помочь вам. Этого бывает достаточно, чтобы ребенок почувствовал себя важным и нужным членом семьи, и тогда он с радостью выполнит вашу просьбу.

Психотерапевт Анна Гожая

Анна Гожая

Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-00

Обратиться к специалисту
Разработка и продвижение сайта - WYKIWYL