Детские страхи | Психологи
Психотерапевт, трансактный аналитик
Игорь Гожий
8 (909) 935-12-39
8 (915) 395-05-05
Москва, ул. Б.Сухаревский переулок 17 стр. 2

Проблемы в семье

Психотерапевт, трансактный аналитик
Анна Гожая
8 (909) 935-12-14
8 (916) 848-52-53
Москва, Б.Сухаревский переулок 17 стр. 2
Главная   /   Проблемы в семье   /   Все вокруг ребенка   /   Детские страхи

Детские страхи

3901332… Малыш, завернувшись в одеяло, приходит на кухню и говорит папе, что ему страшно, что под кроватью находится «черная рука» (чудовище в шкафу, «черный человек» за занавеской и т. д.). Отец разъясняет ребенку, что чудовищ, как и «черных рук», привидений и прочей ерунды не существует и, что он это выдумал. Отец идет с сыном в его комнату, открывает шкаф (отодвигает занавески, заглядывает под кровать), чтобы подтвердить, что никаких чудовищ нет. Но малыш через пять минут вновь приходит на кухню: он испуган и не хочет идти спать один. У отца в запасе могут найтись и другие варианты реагирования: обозвать ребенка глупцом и осмеять, используя чувство стыда как средство давления, заявить, что «настоящие мужчины» ничего не боятся, и отправить в постель, где малыш постарается соответствовать званию мужчины», преодолевая чувство стыда за свой страх. Еще вариант — отшлепать и пригрозить ребенку, что будет еще хуже, если тот снова встанет с постели. И тогда страх перед отцом может оказаться сильнее страха перед чудовищем в шкафу: боясь большего чудовища — своего отца, ребенок вынужден будет остаться в своей постели. В любом случае у ребенка страх не исчезнет и даже усугубится.Приглашаем вас окунуться в мир наших детей, в мир детей и родителей. Для этого мы пройдемся с вами по парковой аллее, на которой во что-то играют дети, послушаем разговор молодых мам, сидящих на скамейке, зайдем в чей-нибудь дом и посмотрим, как папа беседует с сыном, посидим на кровати с ребенком, чтобы вместе с ним почувствовать страх темноты и помочь ему справиться с этим страхом.

Давайте теперь проанализируем действия отца, оценим их целесообразность и последствия и поразмышляем о том, как правильнее было бы на его месте поступить. Практика показывает, что действия родителей имеют разные мотивы: как элемент воспитательной стратегии, как попытка помочь ребенку преодолеть конкретную трудность и как способ избавиться от ребенка на время. Попытки запугать ребенка или пристыдить воспитательной функции не несут. (Мы еще поговорим о воспитании подробнее.) А насколько эффективен такой способ преодоления страха, каждая мама поймет, если вспомнит то, чего она боится сама (мышь, лягушку таракана или паука), попытается пристыдить себя и попробует таким образом справиться со своим страхом. Выходит, что подобные действия родителей нецелесообразны, если только не ставится цель заставить ребенка не мешать отдыхать взрослым.

Однако, вернемся к вышеприведенному случаю. Итак, отец пытается рационально объяснить сыну беспочвенность его страхов логичным убеждением. Это ошибка. Логическое мышление у ребенка активно развивается с 12 -13 лет. До 12 лет преобладает конкретно-образное мышление. Поэтому ему легко перевоплощаться в игре в любых персонажей, даже неодушевленных, и грань между фантазией и реальностью становится зыбкой. А у ребенка дошкольного возраста фантазии имеют реальную силу, и чудовища в шкафу для него самые настоящие, что бы ни говорил ему отец. Таким образом, папа, пытающийся объяснить малышу нереальность чудовищ, ждет от ребенка ответной реакции, как от взрослого. А это заблуждение. Бессмысленно ожидать от малыша способности логически мыслить и критически оценивать собственные фантазии. Вместо этого целесообразно использовать те качества ребенка, которые уже развиты, то есть воображение, и включиться в его мир.

Чтобы реально помочь малышу, нужно внимательно выслушать его, серьезно обсудить с ним образ чудовища, чего оно может бояться, как его можно напугать и защититься от него. А затем подтолкнуть ребенка к самостоятельному решению проблемы.

К примеру, ребенок может решить, что безопаснее спать с большим плюшевым мишкой, если чудовище боится медведей. Малыш сам может найти выход, если ему немного помочь. Важно дать ему понять, что вы понимаете его чувства и готовы их с ним разделить.

На этом мы можем подвести итог сегодняшнему разговору: правильнее воспринимать ребенка таким, каков он есть, с учетом его возрастных особенностей. Надо сказать, в некоторых случаях страх имеет более сложные и глубокие причины. И тогда необходима помощь специалиста — детского психолога.

Не откладывайте решение проблемы в долгий ящик. Тем более, что возможность такая есть.

Психотерапевт Анна Гожая.

Анна Гожая

Запись на консультацию: c 9:00 до 21:00
Вы можете заполнить форму и вам перезвонят. Вы можете записаться к специальсту на удобное для вас время.
Или сами позвонить по телефону: +7 (909) 935-12-00

Обратиться к специалисту
Разработка и продвижение сайта - WYKIWYL